ЛЕКЦИЯ № _9

Не усугуби Все нормально, я просто беспокоюсь и немного боюсь Одним из предшествующих этапов появления невроза может служить необоснованное возникновение тревожности и беспокойства. Чувство тревоги — это склонность к переживанию какой-либо ситуации, постоянному беспокойству. В зависимости от характера человека, его темперамента и чувствительности к стрессовым ситуациям это состояние может проявляться по-разному. Но важно отметить, что необоснованные страхи , тревога и беспокойство, как предэтап невроза, чаще всего проявляются в тандеме со стрессом, депрессией. Тревожность, как естественное ощущение ситуации, не в гипер-форме, полезны для человека. В большинстве случаев такое состояние помогает адаптироваться к новым обстоятельствам. Человек, чувствуя тревогу и беспокоясь за исход той или иной ситуации, максимально подготовиться, найдет наиболее подходящие пути решения и будет решать задачи. Но, как только эта форма становится постоянной, хронической, начинаются проблемы и в жизни человека.

СИНДРОМЫ страхов

Представьте, что вас сейчас вынули из-за стола и мгновенно перенесли на солнечную полянку в дремучие африканские джунгли. Примерно такие же страхи будут у вас. Все они служат ребенку для выживания. Неправильное поведение взрослых, наказания, крики могут создать условия для появления психологического сдвига в сознании. И нормальный хороший страх превратится в патологический синдром: В результате у ребенка развилась нозофобия — боязнь заболеть.

«Деликатная терапия души» («Династия» на Жуковского) в г. имеющим следующие проблемы: синдром гиперреактивности, задержка развития, эпилепсия и . Страх перед «белыми халатами» вполне ожидаем у малыша, н.

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6—7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и появлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов: Навязчивые страхи — возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни нозофобия , острых предметов, высоты, закрытых помещений клаустрофобия , заражения, загрязнения мизофобия , смущения эрейтофобия и т. Встречаются при неврозах, органических заболеваниях Головного мозга, Шизофрении.

Сверщенные страхи Доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных например собак , персонажей фильмов, сказок домовых, ведьм или образов, приду - Основные психопатологические синдромы Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы.

Желание вымыть руки Как преодолеть страхи болезней Не страдайте понапрасну. Не ждите ни минуты, чтобы избавиться от страха и этих ненужных страданий в вашей жизни. Один из величайших инструментов для победы над страхом — это помочь вашему мозгу понять разницу между эмоциональной реакцией основанной на страхе и рациональным или логическим ответом.

Это первый большой шаг. Второй шаг — поиск настоящего действительного источника страха — будет также иметь важное значение для разработки плана по преодолению страха. Поймите, что вероятность смертельного заболевания крайне мала.

Синдром навязчивости при малопрогредиентной шизофрении в детском возрасте В. В. Ковалёв, , Н. С. Жуковская, , Ю. С. Шевченко, и др.). . Навязчивые страхи темноты обнаруживались в летнем возрасте.

Генерализованное тревожное расстройство; Адаптивное расстройство психики с наличием тревожного настроения. В случае развития первой формы наблюдается постоянное чувство тревоги, иными словами- чрезмерная тревога, а также прочие патологические эмоции преследуют больного постоянно и проецируются на широкий спектр жизненных обстоятельств.

Вторая форма проявляется в случае возникновения затруднений при адаптации к отдельно взятой стрессовой ситуации. Симптоматика Чрезмерный страх и тревога, чувство беспокойства и напряжённость, которые испытывают страдающие данным заболеванием люди, часто сопровождаются определёнными физическими недомоганиями: Также состояние тревоги внутри очень часто выступают в качестве проявлений депрессии у подростков при шизоаффективном психозе. Под влиянием этих сильных воздействий больные глубоко разочаровываются во всём, испытывают беспомощность, отчаяние, разочарование и, в конце концов, утрачивают надежду на благоприятный исход.

Синдром страхов

Психокоррекция страхов Прежде чем перейти к описанию логики и содержания коррекци-онной работы, необходимо рассмотреть основные теории детских страхов. Но предварить их обсуждение нужно краткой характеристикой основных тенденций развития психики в детском возрасте, оказывающих наибольшее влияние на особенности и содержание страха. Основная тенденция развития ребенка связана с формированием высших психических функций. В рамках культурно-исторической теории Л. Выготского основная линия онтогенеза связана с развитием знакового опосредования психических процессов.

Как известно, физиологическую основу аффекта страха, согласно И. П. можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлением (Н.С. Жуковская, В.В. Ковалев) показал, что в большинстве таких.

Основные типы отклонений в области аффективно-волевой сферы 2. Проблемы психокоррекции страхов 4. Коррекция агрессивного поведения Проблемой аффективно-волевой сферы личности является развитие тревожности, страхи, проявление агрессии. Проблематика детского страха имеет давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С.

Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Понимая страх как неустранимую реакцию души, С. Как было отмечено, 3. Реальный страх вызван непосредственно ситуацией опасности. В рамках неопсихоанализа психоаналитические представления наполнялись социально-культурным содержанием.

Особенности детских страхов

Эти признаки могут проявляться частично или полностью в зависимости от организма человека и особенностей его реагирования на стрессовые факторы. Психические проявления страха разнообразны и могут принимать различные формы. В зависимости от того, реальный страх или невротический нет видимой причины , симптомы наблюдаются либо в конкретной ситуации, либо постоянно. В первом случае человек испытывает неприятные соматические проявления и психологическое напряжение, ощущение приближения чего-то плохого практически сразу после столкновения с фактором воздействия или даже при воспоминании о нем.

Жуковская Н.С. Клиника неврозов страха у детей и подростков. Автореф. дисс. Калинина М.А. Синдром навязчивостей в раннем детском возрасте.

Сознание, восприятие, мышление Ограничение осмотрительности, кругозора, способности к прогнозированию, сужено поле восприятия. Телесные симптомы Головные боли, сердцебиение, комок в горле, сердечные боли дискардия , дрожь, головокружение, нарушение дыхания, импотенция, фригидность. Синдром страха как таковой достаточно типичен, но подвержен индивидуальным колебаниям. Встречаемость У здоровых людей: Может быть страх на почве философских и религиозных сомнений.

Область психотерапии и применения транквилизаторов анксиолитиков. Этот страх уже не купируется малыми транквилизаторами. Успеха можно добиться применением нейролептиков и антидепрессантов. Страх при психических нарушениях в связи с телесными болезнями, острыми напр. Во многих случаях при нарушениях обмена веществ и эндокринных нарушениях: Иногда недоверчиво — враждебны. Восприимчивы к любому раздражению шум, разговоры , во многих случаях озлобленно — пессимистичны, брюзгливы, все видят в черном цвете.

Чаще обвиняют других, чем себя, периоды отупения сменяются взрывами раздражения, агрессивны, иногда склонны к бродяжничеству, пароксизмам брани, насилия бессмысленные разрушения.

Основы психологического консультирования

Все было как раньше, и все же что-то настораживало. Сквозь жалюзи пробивался дневной свет — раньше меня бы обрадовал погожий день, теперь солнечные блики показались какими-то подозрительными. Пошла на кухню, включила кофеварку и тостер. Беспокойство нарастало, а все не могла понять причины страха. Я вдруг увидела свое отражение в блестящем боку кофеварки: Насыпая кофе , отметила, что сильно дрожат руки.

теМА: тОпОлОГИЯ страха. 50 Искусство от страха метафизического к человека, указывают на собственный синдром психическо- го автоматизма. Фрейд в (впрочем, в стране Пушкина и Жуковского к этому.

Проблемы со сном необычайно длительное засыпание, частые пробуждения ; Повышенное внимание к своему здоровью; Навязчивые идеи; Компульсивная неконтролируемая двигательная активность. В детском возрасте клинические проявления невроза страха заключаются в сосании большого пальца, обкусывании ногтей, недержании мочи по ночам, а также в извращенном аппетите и заикании. Заболевание в основном протекает с частыми ремиссиями, в период обострений часто наблюдаются панические атаки вегетативные кризы , раздражительность и плаксивость.

При наличии длительного течения невроз страха может трансформироваться в различные формы других психических расстройств, к примеру, ажитированная депрессия, ипохондрия, а также невроз навязчивых состояний. Цель эффективной психотерапевтической терапии больных с подобными невротическими расстройствами всегда заключается в обучении больных управлять симптомами невроза.

При невозможности эффективного управления больного следует обучить к более толерантному отношению к своим страхам и фобиям. Кроме того, необходимо попытаться улучшить взаимоотношения человека, страдающего фобиями, с другими людьми, а также помочь в разрешении наиболее тягостных для пациента проблем.

Страх болезней: нужно ли бояться болезни? Как избавиться от страха?

У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Павлову, составляет пассивно-оборонительный рефлекс. Психопатология состояний страха почти не разработана не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Ткаченко: Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер Е. В. Жуковская: Метаболический синдром у детей и подростков со детских онкологов · О.В. Сачук: страхи детей с онкопатологией · Е.Н.

Люди, которые страдают фобией, стараются избегать ситуаций, вызывающих сильную тревогу, или же способны переносить их с большим нервным напряжением. Однако они способны осознавать, что их чрезмерное беспокойство является патологическим состоянием. Диагностика Диагностику разных видов фобий проводит психиатр или клинический психолог, который опирается на анамнез болезни и клиническую картину данной патологии.

Любой врач без особого труда распознает фобию. Хотя ее часто путают с психическими заболеваниями другого происхождения. Бывают случаи, когда фобия служит симптоматикой для более тяжелых болезней, например, так может проявляться шизофрения, тогда в симптоматическом комплексе могут присутствовать бред и галлюцинации. Необходимо немедленно посетить врача, если: Лечение фобии Терапия фобий возможна, хотя навязчивым страхами чаще всего предлагают лечение классическим психоанализом.

Синдромы детских и взрослых страхов

Навязчивые страхи фобии , по наблюдениям Т. Симеон, могут возникать у детей раннего возраста , только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией. страхи и опасения у детей младшего возраста страх высоты, заражения , возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов.

Сергей Добротворский Ужас и страх в конце тысячелетия Жуковского; брат Иван — будущий выдающийся деятель русского славянофильства. Дом тическом синдроме» общества в целом и лично.

Ранняя детская шизофрения статика и динамика Список литературы Башина В. Катамнез больных с синдромом раннего инфантильного аутизма Каннера. Особенности деперсонализационных расстройств у больных шизофренией детей. Синдром аутизма у детей. Клинические особенности депрессивных расстройств при приступообразной шизофрении у детей. О различиях психопатоподобных синдромов при шизофрении, психопатических и психопатоподобных состояний в подростковом возрасте.

Материалы к 3-й Всероссийской научной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста 15—18 ноября г. Роль биологического и социального факторов в происхождении невротических расстройств у детей от больных шизофренией родителей. Симпозиум детских психиатров социалистических стран.

СИМПТОМЫ ТРЕВОЖНОГО РАССТРОЙСТВА

Помимо четко выраженного страха определенной фобии , заболевание имеет и такие физиологические симптомы: В детском возрасте симптомы невроза страха также выражаются в том, что ребенок грызет ногти, сосет палец, может возникать логоневроз заикание и энурез недержание мочи ночью. Особым видом невроза страха является аффективно-шоковый невроз невроз испуга , который чаще всего возникает именно у детей. Его может вызвать сильный неожиданный раздражитель — резкий свет или громкий звук, вид необычно одетого человека например, в карнавальном костюме или маске или человека в неадекватном состоянии.

Синдром тревожности уже не нейтрализуется иронией, паника нарастает смелость признать подобные мысли ложными, страха это не снимает. переводу Жуковского: Здесь пепел юноши безвременно сокрыли; Что слава, .

В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха. Жуковская пишет о неврозе страха как о группе реактивных психогенных состояний с ведущим синдромом страхов. Гурьева выделяет невроз страха, развившийся из острой аффективно-шоковой реакции и возникший постепенно, под влиянием травмирующей ситуации. Первый характеризуется паническим страхом, а второй — страхами, носящими навязчивый характер.

Сим-сон отмечает высокое значение фактора неожиданности для возникновения детских страхов. Она заявляет, что любое явление, если оно возникло неожиданно, может стать источником страха. Однако в отечественной психологии существует ряд исследователей, уделявших большое внимание страху в младшем школьном возрасте. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти.

О периоде перехода дошкольника в младший школьный возраст он говорил, что в этом возрасте малыш постигает всю свою беспомощность и сложность окружающего мира, с этого возраста он начинает задумываться о смерти. Страх смерти естественен для человека. Этот страх — корень всех страхов.

(WARNING GROSS) CURING MY TRYPOPHOBIA